Резюме студента   MBA   Зарплата   Поиск работы   Профессии   Рейтинги ВУЗов   ЕГЭ
Сейчас   25-1-2022 05:30PM
OsVic - образование и работа студентам и выпускникам
rjp.ru
 
OsVic.ruШКОЛА АБИТУРИЕНТ10-11Выбор ВУЗа
  
Имя:    Пароль:    Запомнить меня   
 Регистрация  /   Забыли пароль?

Ценности выпускника Физтеха: развитый интеллект и способность решать сложные задачи. 
Ректор МФТИ: Соревнований между олимпиадниками и отличниками быть не должно

Только что лауреат Нобелевской премии по физике и выпускник Московского физико-технического института Андрей Гейм открыл в альма-матер научный центр.
Его коллега по Нобелю - Константин Новоселов - заведует на Физтехе лабораторией.

Как выучить "на Нобеля"? Что такое "промышленная аристократия"? Кто важнее для вуза - "нестандартные" олимпиадники или хорошо подготовленные "егэшники"? На вопросы "Российской газеты" отвечает ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.

Дмитрий Ливанов: Ценности выпускника Физтеха - интеллект и умение решать сложные задачи.

Дмитрий Викторович, среди сотрудников и выпускников МФТИ 10 нобелевских лауреатов, двое из них сегодня активно работают со студентами. Готовите будущих нобелиатов?

Дмитрий Ливанов: Подготовка нобелевских лауреатов - не цель, но характеристика тех университетов, которые видят себя лидерами в мировой науке. А подготовить новое поколение ученых можно только в тесном контакте студентов и выдающихся профессионалов в науке. Поэтому и Андрей Гейм, и Константин Новоселов, и еще много других блестящих ученых уже работают с нашими ребятами и будут работать в будущем.

Количество выпускников - нобелевских лауреатов - объективный критерий для международных вузовских рейтингов?

Дмитрий Ливанов: Никакой критерий сам по себе не дает полной информации. Естественно, Нобелевская премия - свидетельство номер один, признание заслуг человека перед мировой наукой. Нобелевская премия или, например, премия Филдса в области математики - важный критерий, но далеко не единственный. Важно и

- количество, и качество научных публикаций, и
- квалификация преподавателей, и
- уровень студентов, и
- качество кампуса. Все это - составные части успеха.

Уже видите среди сегодняшних студентов будущих "нобелей"?

Дмитрий Ливанов: В МФТИ приходят самые талантливые школьники со всей страны, те, кто проявил суперспособности в изучении физики, математики, компьютерных наук. Они все у нас - средний балл ЕГЭ в этом году - 97. Кстати, именно у нас учится одна из рекордсменок ЕГЭ этого года, набравшая 400 баллов, - москвичка Ира Бродская. У каждого из студентов МФТИ - хорошие перспективы. Наша задача - дать каждому возможность раскрыться и реализовать все самое лучшее.

Как прошел прием-2021 на Физтехе?

Дмитрий Ливанов: МФТИ, как и несколько последних лет, в этом году в числе лидеров по качеству приема. Много стобалльников, и не по одному предмету. Но мы в этот раз ограничили число олимпиад, победители которых проходят вне конкурса, потому что в прошлые годы по некоторым программам олимпиадников было больше, чем бюджетных мест.

Зато во многих вузах мест не хватало, олимпиадники и стобалльники буквально "столкнулись лбами", в сети уже более 25 тысяч подписей под петицией "Почините прием". Что посоветуете коллегам на будущее?

Дмитрий Ливанов: Могу лишь поделиться нашим опытом.

- Особое внимание на Физтехе - Всероссийской олимпиаде школьников, мы считаем ее наиболее объективной. В этом году на Физтех поступили 136 победителей - призеров Всеросса, причем не только по физике, но и по математике, астрономии, информатике.
- Конечно, ценим победителей своей олимпиады "Физтех".
- В отношении других соревнований проявляем осторожность. Одно совершенно ясно: не должно быть никаких соревнований между олимпиадниками и отличниками.

Говорят, что подготовка к олимпиадам и подготовка к ЕГЭ - два разных направления. Олимпиады заточены на нестандартное мышление, а ЕГЭ - на хорошее знание школьной программы. Как сохранить баланс при приеме в вузы?

Дмитрий Ливанов: Конечно, стандартный экзамен, каким является ЕГЭ, выявляет некий базовый уровень подготовки, умение решать задачи в пределах школьной программы. А есть ребята с нестандартными способностями. Это касается не только решения задач, но и конструирования, инженерных способностей, которые трудно выявить на обычном экзамене. Но эти два канала абсолютно нормально сосуществуют, если ими правильно пользоваться и держать баланс.

МФТИ часто сравнивают с Массачусетским технологическим институтом (MIT). Но MIT всегда в верхних строчках международных рейтингов, а Физтех нет. Хотя среди российских вузов - в топ-5 по физике. Когда доберемся до верхних строчек?

Дмитрий Ливанов: К сожалению, российское высшее образование, как и наука, сильно потеряло в 90-е годы прошлого века. Сейчас, уверен,

- Россия встала на путь восстановления своей научной репутации, репутации своих университетов.
- Открытие научных центров нобелевскими лауреатами,
- возвращение ученых на работу в МФТИ из западных университетов - лучшее тому доказательство.

Но путь длинный и непростой. Физтех действительно среди российских вузов - на первых позициях. Но нужно сделать еще очень много, чтобы повысить репутацию и на международной арене. Это как в футболе: нельзя играть в каждой стране по-своему. Правила футбола едины для всех. И когда лучшие команды мира собираются и играют по единым правилам, выявляется сильнейший. Физтех сейчас

- примерно в пятом десятке в мире по физике,
- в топ-100 по математике и компьютерным наукам.

Одна из наших стратегических целей - войти в мировую десятку по физике. Но все же отмечу: успех и продвижение в рейтинге - важный, но далеко не единственный показатель успешности университета.

У вас традиционно много абитуриентов из регионов. На это всегда работала и работает ваша Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ). Какой процент ее выпускников сегодня приходит к вам учиться?

Дмитрий Ливанов: В целом в МФТИ больше 60 процентов ребят из регионов. Очень многие первокурсники были или в системе ЗФТШ, или участвовали в нашей олимпиаде, или учились в сети наших партнерских школ - их более 300. Выпускников ЗФТШ много среди наших студентов, но поступают они не только к нам, но и во все лучшие технические вузы страны.

Вообще, сегодня вузам необходимо делать акцент именно на работе со школами. Именно там зарождается мотивация к изучению сложных предметов. Работа со школами - важное дело для всего академического сообщества. Нужно

- постоянно улучшать качество школьных учебников,
- обращать внимание на квалификацию учителей физики, математики, информатики,
- поддерживать тех, кто ведет кружки и факультативы, то есть учит детей решать нестандартные задачи.

Важно, чтобы школьники не шли по пути "наименьшего сопротивления", выбирая экзамены полегче, а занимались такими важными в целом для человечества науками, как физика, математика, химия, биология.

Физтех подал заявку на участие в программе академического лидерства "Приоритет 2030". Что в приоритетах на ближайшие 10 лет?

Дмитрий Ливанов: Вообще Физтех создавался для реализации так называемых больших проектов - космического, атомного. В Советском Союзе за них отвечали Курчатовский институт, ЦАГИ и другие ведущие НИИ. Они были и остаются базовыми организациями для Физтеха.

Но большие проекты сегодня - другие:

- все, что связано с новой энергетикой,
- с переходом на чистое топливо,
- на электрическое движение,
- технологии искусственного интеллекта,
- геномные технологии, которые преобразят и уже преображают и здравоохранение, и агросектор,
- квантовые вычисления и материалы, все, что связано с материей на атомном, квантовом уровне.

Именно в эти проекты Физтех и будет вносить свой значительный вклад. Физтех должен стать драйвером технологического перехода на ближайшие 10-30 лет, то есть выполнять ту миссию, ради которой он был создан. Конечно, для нас крайне важно сохранять лидерство в фундаментальной науке за счет создания своих собственных исследовательских лабораторий, где мы сможем заниматься новыми прорывными исследованиями. Это основа нашей исследовательской повестки на ближайшее десятилетие.

Есть понятие "система Физтеха". Что в ней главное?

Дмитрий Ливанов: У "системы Физтеха" очень много особенностей, но есть три "ключа". Первое -

- набор самых лучших абитуриентов по всей стране. Второе -
- глубокий уровень фундаментальной подготовки на младших курсах, когда объем и интенсивность изучения математики, физики, компьютерных наук в разы превосходит то, что есть в других технических университетах. Третье -
- со второго или третьего курса активное включение студентов в практическую деятельность, будь то работа в лабораториях или в конструкторских бюро. Это - основа нашей стратегии.

Один из проектов в программе развития, с которой МФТИ выходит в проект "Приоритет 2030" называется "Промышленная аристократия будущего". Что это такое?

Дмитрий Ливанов: Здесь дело в сути. Прогресс человечества, как правило, определяется серьезными глобальными проектами. Каждый такой включает сотни тысяч и миллионы людей. Но у всех на слуху имена лидеров: Курчатова, Королева и целой плеяды выдающихся ученых и конструкторов. Это как раз те люди, которых готовит Физтех. Это мы и называем, условно, "промышленной аристократией". Работа каждого человека важна, будь то рядовой инженер, конструктор или генконструктор. Но чтобы "вырастить" генерального конструктора, нужна особая система подготовки и большая работа как самого человека, так и той школы - научной, инженерной, в которой он вырос. Именно на подготовку таких людей - инженерной элиты или аристократии - и нацелен Физтех.

Физтех с прошлого года начал подготовку студентов по индивидуальным траекториям. Эффект есть?

Дмитрий Ливанов: Сама система Физтеха изначально предполагала значительную долю индивидуализма. Уже на третьем курсе студенты распределялись по базовым организациям, попадали в разные лаборатории, и основная часть обучения проходила именно там - индивидуально или в небольших группах. Конечно, в наше время возможностей больше, можно выбирать модули, направления. Но мы этим не злоупотребляем, понимая: важно сохранить уникальность и фундаментальную основу образования в МФТИ.

Студенты интенсивно изучают математику, физику, компьютерные науки - на очень глубоком, сложном уровне, и мы не готовы отказаться от такого подхода. Ребята, которые приходят на Физтех, знают: просто не будет.

А на Физтехе учат модным нынче "мягким навыкам" - лидерству, работе в команде, управлению коллективом, планированию?

Дмитрий Ливанов: Если взглянуть на российский список Форбс, то 12 человек из первой сотни - выпускники МФТИ. Хотя учились они в то время, когда слов "soft skills" (мягкие навыки) еще никто не знал. Но именно лидерство, умение организовать работу и людей вокруг себя сделало их успешными бизнесменами. Развивать эти гуманитарные и социальные компетенции в студентах нужно. Но это, скорее, дополнение к основным ценностям выпускника Физтеха, среди которых развитый интеллект и способность решать сложные задачи.

Ключевой вопрос
Дмитрий Викторович, вы четыре года были министром образования и науки. Какой портфель тяжелее: министра или ректора?

Ливанов: Я легко ношу любой портфель. Это не вопрос "тяжести". В любой работе есть свои вызовы и свои ограничения. Мне очень нравится работать здесь, в МФТИ. Здесь я вижу и прекрасных профессиональных коллег - преподавателей, ученых, и действительно очень ярких, интересных студентов.

А часто встречаетесь со студентами?

Ливанов: Почти каждую неделю. Вот недавно на одной из таких встреч меня попросили сделать круглосуточный доступ в читальный зал в учебном корпусе, чтобы можно было и ночью прийти, если днем времени не хватило. Так что теперь "читалка" работает 24/7.

по материалам Марии Агранович
https://rg.ru/

Добавлено: 14-9-2021 05:34PM Ответить с цитатой

Начать новую тему   Ответить на тему

Страница 1 из 1 [1 Post] Предыдущая тема :: Следующая тема


Работа для студентов-младшекурсников. Начни свою бизнес-карьеру в сети продвинутых кофеен

Работа летом для школьников и студентов в системе HoReCa

Последние 10 тем

Учителям и воспитателям Подмосковья поднимут зарплаты
Профессия - гейм-дизайнер
Работа есть, людей нет — таковы актуальные реалии рынка труда.
Топ самых востребованных IT-профессий в 2022 году
Самые востребованные IT-профессии 2021 года
Токаев: мы будем направлять молодых людей на учебу в технические вузы РФ
Ситуация на рынке труда:в России пик увольнений и кадровый голод, эксперты прогнозируют рост зарплат
Почему школьники ошибаются с выбором вуза, а студенты меняют профессию
Неподобающие хобби в резюме (мнение работодателей)
Росстат раскрыл зарплаты чиновников в пандемийном году

Обратите внимание

В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам, специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:

никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!

Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны. Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла. Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.


Работа по специальности для молодых инженеров

Скачать резюме в формате DOC



Новости

Российские школьники рассказали о своих зарплатных ожиданиях на первой работе
Большинство школьников на первой работе рассчитывают получать более 60 тысяч рублей в месяц (см. исследование международной образовательной компании «ЯКласс»). Опрос проведен в декабре 2021 года среди 7854 учеников 5–11 классов российских школ в 85 регионах. 40% опрошенных рассчитывают получать на первой работе зарплату более 60 000 рублей, среди старшеклассников эта доля составляет 45% (средняя зарплата в России на конец 2021 года составила 56 000 рублей). 27% учеников рассчитывают на первый профессиональный доход от 35 до 50 тысяч рублей, 22% — от 25 до 35 тысяч рублей, 11% — от 15 до 25 тысяч рублей. Больше всего о желании зарабатывать от 60 тысяч рублей в месяц говорили школьники из Мурманской области (59%), Крыма (57%), Ямало-Ненецкого автономного округа (56%) и Калининградской области (53%). Реже других — респонденты из Калмыкии (19%), Псковской области (18%) и Новгородской области (17%).
по материалам https://ria.ru/

Посмотреть последнее сообщение Вчера в 07:21 pm  expert

Сколько россиян могут дать платное образование своим детям
Лишь каждый десятый россиянин в состоянии дать платное образование своим детям (см.опрос негосударственного пенсионного фонда (НФП) «Открытие»). По данным исследования, 42% опрошенных утверждают, что родители должны иметь возможность дать детям в том числе и платное образование. Однако лишь 22% хотели бы дать детям платное образование. 68% родителей водят детей на платные факультативные занятия. Для 85% опрошенных россиян высшее образование — «золотой стандарт». Однако 9% ответили, что оно важно, но недоступно для их детей по финансовым соображениям. Не собираются откладывать средства на образование своих детей более 54% россиян, 80% из них (39% всех респондентов) — по причине нехватки денежных средств. Совсем отказаться от высшего образования, если оно станет полностью платным, готовы лишь 9% опрошенных.
по материалам https://tass.ru/

Посмотреть последнее сообщение 28-11-2021 02:05PM  expert

В России число самозанятых с начала 2021 года увеличилось на 1 миллион человек
Президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин рассказал, что число самозанятых граждан в стране увеличилось на 1 млн человек с начала 2021 года. «Мировой экономической кризис всегда сопровождается снижением количества экономических субъектов. У нас где-то на 200 тыс. субъектов за 1,5 года стало меньше по России, и занятость в малом бизнесе тоже где-то на 700 тыс. стала меньше, но при этом многие ушли в самозанятые», — заявил он. По словам главы общественной организации, сейчас в стране насчитываются 3,3 млн самозанятых.
по материалам https://ria.ru/

Посмотреть последнее сообщение 20-11-2021 02:08PM  expert

Пользователи сети назвали самые неэтичные профессии
Пользователи популярного интернет-форума Reddit обсудили то, какая профессия, на их взгляд, является самой неэтичной. Часть пользователей предположила, что самая ужасная работа — это политика или работа на медиакорпорации, если те и те обманывают людей. Другие сообщили, что самое ужасное — работа на микрокредитные организации, толкающие людей в долговое рабство. Еще одним очень популярным ответом было «люди, занимающиеся сетевым маркетингом», поскольку те по мнению комментаторов наживаются на бедных и отчаявшихся людях. Среди неэтичных профессий американцы также назвали теле-проповедников, поскольку те, как считают пользователи, зачастую зарабатывают огромные деньги, не делая совершенно ничего полезного и никак реально не помогая людям.
по материалам https://www.gazeta.ru/

Посмотреть последнее сообщение 8-11-2021 07:52PM  expert

  OsVic 2001-22  
Поиск   Пользователи   Группы   Профиль   Новости


Яндекс цитирования SEO directory
Powered by phpBB
[ Time: 0.0768s ][ Queries: 19 (0.0256s) ][ Debug on ]