|
Приватизация... знаний
|
На вопросы «Гудка» отвечает президент Российской академии образования академик Николай Никандров.
– Николай Дмитриевич, вокруг нынешней реформы образования сломано множество копий. Что вас тревожит здесь больше всего?
– Реформа необходима тогда, когда общество чем-то всерьез не удовлетворено. Нужны ли изменения в нашей нынешней системе образования? Безусловно. Я абсолютно убежден, что в Советском Союзе сложилась очень хорошая образовательная система. Но это была система образования другой страны. Чего требует день сегодняшний? Наверное, прежде всего большего разнообразия, хотя я бы не обольщался этим словом, когда предлагают обучающимся множество учебников истории, но при написании некоторых из них забывают, для гражданина какой страны они создаются. К примеру, роль во Второй мировой войне генерала Эйзенхауэра и фельдмаршала Монтгомери отражают подробно, а великий полководец маршал Жуков почти «пропал без вести». Нужно ли нам такое «новое»?
Необходимо не просто «много всего», но разнообразие хорошего и качественного. А для достижения этого обязательно требуются большие средства. Еще Столыпин отмечал, что бедность – это худшее из рабств. Пока Правительство, несмотря на бюджетный профицит, будет продолжать жестко экономить на образовании, ничего положительного ожидать не приходится.
Некоторые изменения образовательное сообщество выстрадало и было готово предложить еще до прихода нынешнего Правительства. Фрадков пообещал не допускать в образовательной сфере чрезмерно резких перемен, однако... Ряд положений предполагаемой реформы абсолютное большинство членов нашей академии, мягко говоря, взволновал. Пожалуй, более всего вопиют два момента. Первый: планы наращивать платность образования (а возможности россиян тут и так на пределе), а также «ходы», которые помогут осуществлять приватизацию учебных заведений. Если помните, на эту «недвижимость» даже Ельцин наложил мораторий.
Прогрессирующая платность грозит обществу тем, что при сохранении общего количества студентов их контингент будут все более составлять не те, кто с умом, а те, которые с кошельком. Сегодня уже 60 процентов (!) платят за свое обучение. Из-за этого интеллектуальный потенциал нации будет неизбежно снижаться.
– Неужели сами обладатели дипломов-фальшивок не понимают, что добиться хоть чего-то, не будучи профессионалом в своей области, невозможно?
– Понимают не понимают, но пока начальство, принявшее на работу «дипломированного» специалиста, выяснит реальный уровень его компетентности, тот уже успеет наломать дров.
Что касается приватизации образовательных учреждений, то здесь есть многие опасности. Может оказаться, что содержать вузы, школы, детские сады новому хозяину невыгодно, и эти заведения перепрофилируются, то есть станут безвозвратно потерянными для образования!
– Кстати, есть случаи, когда иные новые русские фальсифицируют количество учеников школ в сторону уменьшения, дабы показать их «ненужность», а потом задешево приобрести здания...
– Приемов много, а цель одна, и притом не благая. Когда образованием начинает править рынок, то таковое все более открыто называют не иначе как «предоставлением (продажей) образовательных услуг». А ведь еще Дмитрий Иванович Менделеев писал, что знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего. Парадокс: в нынешней школе воспитанию уделяют крайне мало внимания, в то время как все мы живем по закону «Об образовании» 1996 года, определившему наше образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, воспитание стоит на первом месте! А в наше время как никогда остро ощущается дефицит именно воспитанности, в широком смысле – нравственности человека. Перенос акцента с обучения на воспитание был, конечно, не случайным. В то время многие поняли, что поспешные и непродуманные реформы не только довели страну до экономического обвала, но и привели к огромным нравственным издержкам, ломке привычной системы ценностей.
– Но в начале 90-х годов от воспитания подрастающего поколения реформаторы практически отказались.
– В 1993 году были утверждены «Основные направления государственной молодежной политики» и разработана комплексная целевая программа «Молодежь России», а в 1995-м принят федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений». Однако все это осталось лишь на бумаге. В то время превалировало мнение, что лучше обойтись без всякого организованного воспитания, нежели иметь воспитание советское, коммунистическое. Возобладали лозунги деидеологизации и деполитизации.
– Говоря о воспитательной миссии образования, вы постоянно подчеркиваете: необходимо вести речь о социализации. Почему?
– При самых продвинутых технологиях образования школа жизни (то есть социализация) оказывается, как правило, сильнее. Ни в какой образовательной школе не учат воровать, грабить, насиловать, потреблять наркотики. Но в жизни все это есть, значит, она «учит» этому подростков, а борьба против уродливых явлений ведется не очень успешно.
Лично я цель образования в его воспитательной части вижу в изменении ценностных приоритетов россиян, прежде всего, конечно, молодежи.
– Изменения «чего» и на «что»?
– Вместо альтернативы «сытое стойло – политическая свобода» и тому подобных крайних оценок и мнений образование должно постепенно сформировать систему ценностей, которая учитывала бы и российские традиции, идущие из глубины веков, и то лучшее, что было создано при советской власти, и те подлинно новые обретения, которые при всех своих издержках принесла перестройка и 1990-е годы. Можно сказать и короче: речь идет о формировании российской национальной идеи, которая через систему образования и социализации стала бы достоянием всех россиян.
– На формировании национальной идеи «обожглось» уже немало российских умов, недавно о ней говорил Александр Солженицын. Какой вы ее видите?
– Практика реформирования последних лет свела практически на нет надежды многих на то, что рынок все поставит на место, все «само собой образуется». Причин тому много, но одна из них, несомненно, это отсутствие хоть сколько-нибудь привлекательной внеэкономической идеи при весьма резких различиях в понимании социально-экономических перспектив развития России. Более того, даже если и было бы определенное (пока весьма проблематичное) единство в понимании экономических перспектив, экономика, более широко – материальная сфера, не может быть единственной целью для блага страны и нравственного здоровья ее граждан.
Если в советское время многие молодые люди, не забывая о материальном интересе, все же ставили на первое место интересную работу, желание принести пользу стране, то сейчас ситуация резко изменилась. О служении Родине, судя по анонимным опросам, думают, увы, немногие. Основное место в жизненных планах большинства занимает заработок. Молодежь трудно в этом винить, а последствия нетрудно предугадать. Понятно, что не все смогут стать финансистами, аудиторами, юристами и переводчиками: уже и сейчас для многих, получивших эти специальности (особенно по ускоренным программам), трудоустройство оказывается проблематичным. А вот инженерами выпускники школ быть не хотят – стать специалистом экстра-класса трудно, а «просто» инженер едва сводит концы с концами. То же можно сказать и о профессии учителя.
Если предоставить все рыночной стихии, то могут возникнуть – и уже возникают! – диспропорции, которые болезненно сказываются на экономике страны и ущемляют интересы молодых специалистов. С другой стороны, возвращение к практике госзаказа и распределения после выпуска многие критикуют, как отголосок «командно-административной системы». Но я полагаю, что на какое-то время к этой практике нам все же придется вернуться. И чем раньше это сделаем, тем лучше.
Печально, что различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства. Согласно опросам, растет число молодых людей, которые ради богатства готовы на все, поскольку «все продается и покупается». Как уже отмечалось, основной характеристикой привлекательного труда становится зарплата, точнее, доход, и это не случайность. Технология такого значимого изменения в системе ценностей планировалась и разрабатывалась в начале 1990-х годов нашими зарубежными консультантами. Теперь они охотно делятся опытом.
Так, профессор Андерс Ослунд, консультировавший наших младореформаторов в те времена, недавно опубликовал книгу, в которой проводятся две главные мысли. Во-первых, капитализм не есть общество равных возможностей. Во-вторых, важен сам факт приватизации в России, а не методы, которыми она проводилась. Вот здесь многие россияне вряд ли поддержат господина Ослунда.
Приходится признать, что принятие рыночных ценностей (прежде всего молодыми) состоялось. Но хотелось бы думать, что здесь возможно движение в правильном направлении, когда рынок будет функционировать в тех границах, которые не покушаются на все, имеющее нерыночную природу.
Александр ГУБАНОВ
«Гудок» 28.06.2005 |
|
Добавлено: 28-6-2005 06:40PM |
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам,
специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:
никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!
Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны.
Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла.
Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:38AM soburkhan111
|
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:37AM soburkhan111
|
|
Министр финансов РФ Силуанов: зарплаты бюджетников вырастут более чем на 8% в 2023 году
Зарплаты граждан, работающих в бюджетном секторе, будут увеличены на более чем 8% в 2023 году. По словам министра финансов России Антона Силуанова данный прирост соответствует прогнозу роста заработной платы экономики. «Заработные платы работников бюджетной сферы вырастут на уровень прогноза роста заработной платы экономики — более 8%», — заявил Силуанов в кулуарах Совета Федерации. В то же время заработные платы сотрудников правоохранительных органов в 2023 году будут расти опережающими темпами и будут зависеть от динамики инфляции в стране.
по материалам https://tass.ru/
30-11-2022 03:35PM expert
|
|
Губернатор Подмосковья: в регионе откроют центр ИИ-трансформации
Глава Московской области Андрей Воробьев сказал, что в регионе откроют первый в России центр ИИ- трансформации. Проект будет создан на базе Мингосуправления, ИТ и связи, и работать над ним будут Сбер и областное правительство. В рамках нового проекта в регионе будут заниматься развитием искусственного интеллекта, то есть разработкой, пилотированием и внедрением инновационных решений в разных сферах жизни.Уже сейчас в Подмосковье активно используются проекты с искусственным интеллектом. Например, робот Светлана записывает местных жителей на прием к врачу, приложение «Добродел» автоматически распределяет обращения граждан. Как отметил Андрей Воробьев, регион уже работает над созданием новых «умных сервисов». Так, до конца 2022 года планируется внедрить несколько проектов: искусственный интеллект будет составлять расписание общественного транспорта, контролировать несанкционированный сброс строительного мусора и прочее.
по материалам https://inbalashikha.ru/
27-11-2022 04:32PM expert
|
|
|
|