|
Россия ускоренными темпами идет к двухуровневой системе высшего образования - две стороны медали
|
Россия ускоренными темпами идет к двухуровневой системе высшего образования, заложенной в основе так называемого Болонского процесса. Надо ли с этим спешить, «Газете.Ru» рассказывает замдиректора Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.
– В чем суть Болонского процесса и чем обернется для России вхождение в него? Что конкретно придется ради этого поменять в системе российского образования?
– Суть Болонского процесса – в создании единого европейского исследовательского, образовательного и культурного пространства. Чтобы войти в него, России придется перейти к двухуровневой системе высшего образования (по схеме бакалавр + магистр) и ввести новые для нас системы зачетных единиц типа ECTS. Кроме того, мы приблизим приложения к нашим дипломам о высшем образовании к европейским образцам, а также будем поощрять академическую мобильность студентов и преподавателей.
– Во многих вузах это уже происходит. Например, экономический факультет МГУ имени Ломоносова готовит часть своих выпускников по двухуровневой системе уже с 1993 года. Тогда же появились первые совместные программы обучения, а также начался пробный переход на кредиты ECTS. С ними уже несколько лет работают около 30 российских университетов, и в том числе МГИМО, РУДН, ГУ-ВШЭ.
– Что, собственно, россияне выиграют от этих преобразований?
– Прежде всего, присоединившись к Болонскому процессу, Россия останется в едином образовательном и культурном контексте Европы. Правда, на нашем рынке труда это непосредственно не скажется. В отличие от стран ЕС, у нас с Европой общего рынка быть не может – уж больно разные в России и в Европе условия и интересы. Зато выиграет качество нашего образования, и мы сможем начать его экспорт.
– То есть вхождение в Болонский процесс – вопрос престижа государства, а не блага простого человека?
– Выиграет и он. Переход на взаимно признаваемые образовательные «евростандарты» откроет новые возможности для российских студентов. Например, получив степень бакалавра в России, наши студенты смогут поехать доучиваться на магистра в Европу. Особенно если Европа признает нашу систему проверки качества образования. Откроется и другая возможность – разрабатывать совместные программы вузов в рамках Болонского процесса. Тогда можно будет получать престижное зарубежное образование, не выезжая из России и продолжая учиться в своем вузе. А по завершении курса получить сразу два диплома – российский и зарубежный. Некоторые российские вузы это уже делают.
– Например?
– Московская высшая школа социальных и экономических наук на базе Российско-британского университета постдипломного образования готовит в Москве специалистов по юриспруденции, экономике и образовательной политике. Их выпускники получают и московский, и манчестерский дипломы. А закончив в Москве курс Международного университета ГУ-ВШЭ (специальность «экономика и финансы»), можно получить диплом бакалавра не только ГУ-ВШЭ, но и Лондонской школы экономики. Есть и совместные программы Британского cовета, рассчитанные как на получение степени магистра, так и на короткие программы повышения квалификации с хорошими сертификатами. В этой программе участвуют около десяти российских университетов, и в том числе Уральский, Петербургский и Тюменский. Есть похожая совместная российско-финская магистрская программа. В ней участвуют пять финских и четыре российских университета: Петербургский госуниверситет, Петербургский политех, Петербургский европейский университет и Петрозаводский университет.
– Сколько российских студентов участвовало в этих программах?
– Никакой статистики до сих пор нет. В ближайшем будущем наш фонд собирается восполнить этот пробел и создать такую базу данных.
– Упомянутые вами программы платные?
– Да. Эти программы элитарные и осуществляются на коммерческой основе. Платят за них либо сами студенты, либо их университеты. Например, Томский политех одно время готовил часть специалистов совместно с англичанами. Подготовка каждого из них стоила около $20 тыс., а платил за нее ЮКОС. Хотя, конечно, должно бы платить государство…
– Вот мы и подошли к минусам Болонского процесса. Сегодня ни у большинства семей, ни у университетов денег нет. Так что, похоже, эти замечательные возможности откроются в России для немногих
– Даже если студент не потянет такую программу, он сможет хотя бы узнать, чему и как учат в Европе, а это расширит его кругозор. Но есть и бесплатные программы. Так, в Калининградском университете существует программа «Еврофакультет», в которой участвуют университеты Дании, Германии и Латвии. С третьего курса студенты всех этих вузов могут параллельно учиться на еврофакультете. Окончив его, они получают не только соответствующий сертификат об образовании и квалификации, но и право работать в любой из перечисленных стран. К сожалению, эту программу финансирует только Совет стран Балтийского моря – без участия России. А это обязательно должно быть на паритетной основе: мы сейчас не в таком бедственном состоянии, как десять лет назад.
– Переход к двухступенчатой системе образования чреват для россиян еще двумя негативными последствиями: во-первых, обучение в магистратуре для большинства станет платным, а во-вторых, у бакалавров мужского пола есть шанс не дойти до нее вовсе – ребят будут сразу же забирать в армию.
– Одна из наших проблем в том, что в российскую систему образования были изначально заложены всевозможные социальные аспекты. А они должны существовать отдельно от образования! Главная задача образования – готовить специалистов, а не прятать молодых людей от армии. Мы не можем больше держать этот балласт. Равно как и финансировать плохие университеты исключительно для того, чтобы их преподаватели не оказались на улице. Эти задачи должны решать социальные, а не образовательные программы.
– Что же касается платного обучения в магистратуре, то в России и так переизбыток суперобразованных людей. А практиков нет. Стране не нужны миллионы людей с восьмилетним образованием: пять лет в вузе, а потом три в аспирантуре. Ну а уж если сам хочешь суперобразование, то за него надо платить. Хотя, конечно, будет тяжело резать по живому. Кстати, в значительной степени именно из-за того, что люди воспринимают образовательную реформу как социальную, они ее и не приемлют. На самом-то деле предстоящие потери не связаны с образованием.
– Последствия присоединения России к Болонскому процессу пугают и многих ректоров вузов. В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно говорил, что выпускать бакалавров означает готовить лаборантов для Запада…
– Позиция Садовничего очень хороша как противовес быстрым, непродуманным действиям. Но ведь есть специалисты и специалисты. Некоторых из них действительно нельзя подготовить за четыре года. Перечень таких специальностей будет включен в специальный список, и по ним будут готовить, как прежде, пять-шесть лет. Надеюсь только, что количество исключений не превысит, как у нас водится, количество правил.
– Многие также опасаются, что в результате присоединения России к Болонскому процессу значительно снизится уровень нашего образования в целом…
– Образование в России хорошее, но далеко не самое лучшее в мире. И прежде всего потому, что не приспособлено к условиям глобализации. Во многом же идее присоединения России к Болонскому процессу повредил пиар, создавший ему негативный имидж. А также – недостаток информации. В итоге (и особенно в региональных вузах) Болонский процесс начали воспринимать как навязываемый России. И вдобавок ассоциировать его с реформой российского образования. А ведь Болонский процесс – только механизм международного сотрудничества и не имеет ничего общего с нашими внутренними процессами реформирования. На самом деле никто не собирается «строить Россию под Европу»!
– Значит, бояться нечего и можно смело нырять в Болонский процесс?
– Что действительно может обернуться реальным минусом присоединения России к Болонскому процессу, так это излишняя поспешность в достижении этой цели. Сегодня наши вузы, особенно региональные, фактически не готовы к введению двухуровневой системы. Ведь переход к ней вовсе не означает механического разделения пяти- или шестилетней непрерывной программы обучения на две части (например, четыре года плюс еще два). Магистрская программа обучения качественно иная. Она предполагает принципиально новые теоретические, лабораторные, библиотечные и многие другие аспекты подготовки специалистов. Необходимо полностью изменить учебные планы, переподготовить преподавателей, а также предусмотреть существенное повышение их уровня зарплат. Ведь обучение магистров предполагает значительно большую индивидуальную работу с ними.
А средств вузам не хватает даже на нынешние программы. Некоторые ректоры уже начали торг с Министерством образования и науки: просят, чтобы при переходе на четырехлетнюю подготовку бакалавров им оставили нынешний объем финансирования, отпущенный на пятилетнюю подготовку дипломированных специалистов. Реформы без денег делать нельзя! В условиях безденежья есть только один путь – стимулировать усилия отдельных университетов по отдельным направлениям. Все делать одновременно, но пошагово, на отдельных площадках. Начать с пилотных проектов, потом перейти к более широкому эксперименту на большем количестве вузов. Сразу все реформы мы не потянем.
Есть и второй момент, который при вступлении России в Болонский процесс может обернуться серьезным минусом. Чиновники ни в коем случае не должны принимать решений, диктующих единообразие. Такие решения тупиковые. Обязательно должна быть вариативность: есть специальности, где нужна непрерывная пяти- или шестилетняя подготовка специалистов. Например, какие-нибудь уникальные инженерные специальности или врачи. В то же время существуют как инженеры-теоретики, так и эксплуатационники, то есть массовые специальности. И если из их программ вычистить военку, а заодно и какую-нибудь совершенно не нужную им углубленную философскую подготовку, то качественных специалистов там вполне можно будет готовить и за четыре года.
Насколько успешным будет присоединение России к Болонскому процессу, зависит как от голов тех, кто его замысливает, так и от рук тех, кто его осуществляет. Пока нельзя исключить ни того, что начнется полная анархия со сплошными исключениями из правил, ни того, что Россия попадет в тупик жесткого единообразия. Чтобы избежать обеих опасностей, к процессу необходимо подключить образовательное сообщество – практиков, которые не строят умозрительные схемы, а опираются на реальные факты. Именно они, а не министерские чиновники должны решать, что хорошо, а что плохо. Иначе есть риск во что-нибудь вляпаться.
Марина Лемуткина
Газета.ру
22 АВГУСТА 2005г. |
|
Добавлено: 22-8-2005 11:31AM |
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с повышенным интересом аудитории сайта osvic.ru к публикуемым на сайте рейтингам,
специалисты фирмы «Ос.А» в очередной раз предупреждают:
никакой рейтинг не является истиной в последней инстанции!
Для оценки ситуации на рынке, в конкретном случае, образовательных услуг, труда, рейтинги и полезны, и интересны.
Пользуйтесь на здоровье, изучайте, сравнивайте, анализируйте, делайте свои выводы на основе рейтинга, но не теряйте здравого смысла.
Ведь рейтинги делают люди, а им свойственно ошибаться.
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:38AM soburkhan111
|
|
On-page optimization involves optimizing individual
On-page optimization involves optimizing individual web pages to rank higher and earn more relevant traffic. Ensure that your chosen keywords are strategically placed in your content's title, headings, meta descriptions, and throughout the body. However, avoid keyword stuffing, as it can negatively impact user experience and search rankings.
Ingredient 4: Technical SEO
Technical SEO focuses on the backend elements of your website that affect its visibility on search engines. Ensure your website has a mobile-responsive design, fast loading Color Correction times, secure HTTPS connection, and proper XML sitemap. Fix broken links, optimize images, and use descriptive URLs to make it easier for search engine crawlers to index your content.
http://agentemaillist.com/wp-content/uploads/2023/07/Color-Correction.png[/...
3-8-2023 07:37AM soburkhan111
|
|
Министр финансов РФ Силуанов: зарплаты бюджетников вырастут более чем на 8% в 2023 году
Зарплаты граждан, работающих в бюджетном секторе, будут увеличены на более чем 8% в 2023 году. По словам министра финансов России Антона Силуанова данный прирост соответствует прогнозу роста заработной платы экономики. «Заработные платы работников бюджетной сферы вырастут на уровень прогноза роста заработной платы экономики — более 8%», — заявил Силуанов в кулуарах Совета Федерации. В то же время заработные платы сотрудников правоохранительных органов в 2023 году будут расти опережающими темпами и будут зависеть от динамики инфляции в стране.
по материалам https://tass.ru/
30-11-2022 03:35PM expert
|
|
Губернатор Подмосковья: в регионе откроют центр ИИ-трансформации
Глава Московской области Андрей Воробьев сказал, что в регионе откроют первый в России центр ИИ- трансформации. Проект будет создан на базе Мингосуправления, ИТ и связи, и работать над ним будут Сбер и областное правительство. В рамках нового проекта в регионе будут заниматься развитием искусственного интеллекта, то есть разработкой, пилотированием и внедрением инновационных решений в разных сферах жизни.Уже сейчас в Подмосковье активно используются проекты с искусственным интеллектом. Например, робот Светлана записывает местных жителей на прием к врачу, приложение «Добродел» автоматически распределяет обращения граждан. Как отметил Андрей Воробьев, регион уже работает над созданием новых «умных сервисов». Так, до конца 2022 года планируется внедрить несколько проектов: искусственный интеллект будет составлять расписание общественного транспорта, контролировать несанкционированный сброс строительного мусора и прочее.
по материалам https://inbalashikha.ru/
27-11-2022 04:32PM expert
|
|
|
|